Письмо второе. О двух типах монад.
Монады неоднородны: есть научные монады, художественные монады, любовные монады, философствующие монады и множество других.
Но сегодня я буду говорить о другой классификации: монады-творцы и монады-потребители. Каждая монада творит, но есть творение оригинальное и творение с оглядкой.
Возьмём, скажем,
1) Ньютона и ученика средней школы.
2) Статистика, открывшего какой-либо статистический метод, и правового статистика, использующего этот метод.
Статистик и Ньютон открыли закон своими силами, а ученик и правовой статистик используют этот метод, убеждаясь в его правильности на практике.
То же отношение существует между художником и тем, кто приобщается к его творению.
Приобщение - хорошее слово. Подлинное творение - это открытие/формулировка закона Ньютоном, а использование этого закона - лишь приобщение к творению.
Монада-потребитель не просто принимает на веру новую область бытия, сотворённую другой монадой. Приобщение активно.
Читая художественную книгу, применяя физический закон, монада-потребитель совершает схожие с творцом действия.
Отличие мы должны видеть не в первенстве монады-творца, не в том, что монада-творец лишь указал путь творения физического закона, художественного произведения, а в характере творческого действия монады.
Действие монады-творца носит моно-плюральный характер. Создание и открытие есть одно и то же и не одно и то же - и это одно и тоже и не одно и то же.
У монады-потребителя связь двух моментов другая. Её потребительское действие есть лишь пассивное восприятие и лишь активное создание, уже нет того брачного проникновения и единства: супруги немного повздорили. Это нельзя объяснить, но можно почувствовать.
Потребительский акт есть акт мистического общения с монадой-творцом: монада-потребитель приобщается к реальности через монаду-творца. Монада-творец общается непосредственно с реальностью, а монада-потребитель непосредственно общается с монадой-творцом, и через неё приобщается к реальностью.